Грузоперевозки уходят в минус
Международные авиа грузоперевозки
В текущем году замедление темпов роста российской экономики отрицательно сказалось на абсолютных показателях рынка транспортных услуг. За девять месяцев 2013 года объем перевозок, выполняемых авто, авиа, ж/д, снизился почти на 3%. До конца года, учитывая почти нулевой рост промышленного производства, вряд ли стоит ожидать существенного улучшения ситуации.
Внутренний рынок
Падение объемов грузоперевозок в 2013 году стало следствием стагнации промышленного и сельскохозяйственного производства на фоне вялого спроса на продукцию российских производителей на внешних рынках и снижения темпов роста импортных поставок.
По данным Минэкономразвития, в январе–сентябре 2013 года объем промышленного производства в стране вырос всего на 0,1%, выпуск продукции обрабатывающей промышленности сократился на 0,3%. Небольшое увеличение на 0,8% производства в сегменте топливно-энергетических ресурсов за счет роста добычи газа и нефти не смогло переломить отрицательный тренд. К тому же ожидаемый эффект от ВТО в значительной степени оказался снивелированным охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны.
Как и в прошлом году, основным драйвером внутреннего спроса на грузоперевозки остается строительная индустрия, что определяется продолжением жилищного строительства, и проектов с бюджетным финансированием. При этом следует отметить, что рост объемов перевозок обеспечивается преимущественно автомобильным транспортом при отрицательных показателях работы железнодорожного и авиационного транспорта. По оценке РБК.research, в 2013 году объем перевозок грузов, из-за падения объемов у ж/д вряд ли превысит 97,2% к уровню 2012 года, а грузооборот сократится на 2,1%.
С другой стороны, негативные ожидания потребителей, связанные с неустойчивой ситуацией на российском рынке, оказывают сдерживающее влияние на динамику производства и импорта потребительских непродовольственных товаров.
Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом остаются инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60–80%.
Третий год подряд отрицательную динамику демонстрирует морской транспорт. Объем перевозок российских судов упал в 2012 году на 43% против 2011 года, в текущем году объем перевозок вряд ли превысит 56% уровня 2012 года.
Среди основных причин сокращения показателей работы морского транспорта следует выделить высокие фрахтовые ставки россиян по сравнению с мировыми из-за высоких налогов и расходов, уход российских судов под иностранный флаг и иностранную юрисдикцию.
При этом показатели работы большинства российских портов улучшились вырос на 3,8%по сравнению с 2012 годом за счет наращивания объемов перевалки экспортных грузов. Превышение объемов 2012 года отмечается прежде всего по наливным грузам (+6,8%), по сухогрузам сохраняется на уровне прошлого года.
По оценке РБК.research, наиболее высокие темпы роста доходов ожидаются в сегментах перевозок грузов автомобильным транспортом, доходы компаний, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, вырастут в пределах 2–3% из-за роста тарифов.
Международные грузопотоки
По данным таможенной статистики, в 2012 году объем грузоперевозок в международном сообщении упал на 8,1% вследствие снижения спроса на товары российского экспорта и замедления темпов роста импорта.
В 2013 году негативные тенденции в сегменте международных грузоперевозок продолжились. По данным Таможенного комитета, в январе–августе 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился экспорт.
Динамика импортного грузопотока оказалась ниже прогнозных показателей. Так, в январе–августе 2013 года Федеральная таможенная служба зарегистрировала снижение объемов импорта (в тоннах) нефтепродуктов, сахара-сырца, мяса и рыбы, легковых и грузовых автомобилей. При этом уверенный рост на 19,2% демонстрировал импорт стальных труб и черных металлов, что связано с реализацией крупных энергетических проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Перспективы
В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта, прежде всего по строительным материалам, пищевой продукции и сборным грузам.
Объем коммерческих перевозок грузов в 2015 году с учетом стагнации ожидается рост перевозок грузов автомобильным транспортом в 2015 году на 5,0% к уровню 2012 года.
Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).
Мнения
Алексей Кичатов,генеральный директор City Express:
Особенность этого года – ухудшение ситуации на рынке автомобильных грузоперевозок.
По данным Росстата, доля убыточных предприятий среди автоперевозчиков составляет более половины.
Помимо ухудшения экономической ситуации в стране это объясняется очень высокой конкуренцией. Но, статистика не отражает реальной ситуации, поскольку среди автоперевозчиков распространена практика занижения реальной прибыли с целью снижения налогового бремени. Поэтому определить реальность убытков невозможно. Конкуренция со стороны белорусских и казахских перевозчиков привела к тому, что российские потеряли часть рынка. Сыграл свою роль и рост стоимости топлива. Прогнозы на 2014 год, если не будет нарастания экономического кризиса, падения на рынке грузоперевозок не произойдет, но и рост вряд ли будет значительным.
Игорь Молчаренко, руководитель отдела мультимодальных и проектных перевозок «ЛогЛаб»:
На рынке грузоперевозок наблюдается тенденция повышения цен. За 2013 год ОАО «РЖД» планирует рост тарифов до 5,5%. В связи с судебными тяжбами между ФТС и АСМАП может подняться стоимость международных автоперевозок. В сегменте морских грузоперевозок происходит рекордный за всю историю мирового мореплавания рост цен.
В июле морские линии анонсировали первое повышение – на 500 долл. за TEU (20-футовый контейнер). А в ноябре прогнозируется беспрецедентный скачок сразу на 1 тыс. долл. за TEU. Например, линия Cosco вырастет в стоимости сразу на 2 тыс. долл., CMA CGM – на 1,5 тыс. долл., OOCL – на 975 долл. за TEU. Более того, крупнейшие морские линии MAERSK, MSC и CMA-CGM с апреля 2013 года обсуждают возможность создания операционного альянса. В их планы входит выкуп менее крупных линий, что приведет к созданию мощнейшей монополии на рынке. Выход для логистических компаний – более плотная работа с партнерами и детальная проработка нестандартных схем перевозок, поиск умных решений по соотношению цена-сроки-сохранность.